Значения разных цветов в психологии

Больше 70–80% всей воспринимаемой информации является визуальной. Окружающая среда наполнена красками в сотнях оттенков, каждый из которых имеет особое воздействие на человека. Соответственно, цвета во многом предопределяют мировосприятие человека, его мышление и поступки.

Исследователь психологии цвета Макс Люшер утверждал, что цвета — это визуализация ощущений или реакция нервной системы на экзогенный раздражитель. Являясь силой резонанса, цвет заставляет человека вторить его колебаниям, и если вибрации сильны, то человек испытывает эмоциональный отклик: симпатию или, наоборот, неприятие.

Значения разных цветов в психологии

Особенности восприятия цвета

Цветовое восприятие тесно связано с субъективными вкусовыми пристрастиями человека. Реакция на любой внешний раздражитель, в том числе и визуальный, зависит от контекста ситуации.

Предпочтение того или иного цвета может иметь такие субъективные предпосылки:

  • индивидуальный вкус и устоявшаяся годами привычка;
  • стремление к подражанию авторитету, кумиру, идолу;
  • бунт против устоявшихся образцов и формирование идентичного стиля.

В большинстве своем субъективные представления о цветах, отличающиеся от среднестатистических, складываются в результате детских психологических травм.

К примеру, синий цвет в психологии, а также в сферах символики, стиля и моды означает спокойствие и холодность, что подтверждается и обычными физиологическими реакциями — в комнате с синими обоями человек может ощущать большую прохладу, чем есть на самом деле.

Однако, если в детстве человек пережил травмирующую ситуацию, в которой фигурировал синий цвет, к примеру, он обварился кипятком из синего чайника, данный цвет не будет вызывать у него ощущения холода и спокойствия. В данном случае, травма детства послужила причиной сбоя обычного человеческого опыта и изменила принципы цветовосприятия.

В результате сильных психических травм человек может испытывать патологическую боязнь отдельных цветов. Глубинный психологический анализ может помочь выяснить причины такого состояния. При помощи гипноза специалист погружается в мир детских переживаний клиента, находит там травмирующие события, послужившие предпосылкой расстройства и помогает справиться с ними.

Цветовые ассоциации и архетипические психологические установки

Значение цветов в психологии не ограничивается одними субъективными факторами. Внешние формы цветовосприятия имеют более сложную структуру и многовековую общечеловеческую историю.

Согласно исследованию Карла Гюстава Юнга, каждый человек является носителем базовых или архетипических психологических установок. Исследователь опроверг мнение о том, что личность младенца — это чистый лист, и единственным фактором его становления служит окружающая ребенка среда.

В действительности, в генетическом коде и мозговых центрах каждого человека уже содержится то коллективное бессознательное, что предопределяет будущие поведенческие модели, рефлексы и структуры мышления индивида. Ассоциации, связанные с определенными цветами, также являются частью бессознательных психологических установок.

К примеру, красный цвет в психологии имеет базовые, общечеловеческие ассоциации — кровь, огонь и любовь. Даже люди, уверенные в своей неповторимости и индивидуальном вкусе, демонстрируют такую же реакцию.

Таким образом, цветовое восприятие находится в тесной связи с физиологическими, биологическими и психическими процессами, протекающими в организме человека.

Что означает красный цвет в психологии?

Цвета редко встречаются в чистом виде. Обычно под одним названием подразумевается несколько разных оттенков: темных и светлых, холодных и теплых. Значение красного цвета в психологии может быть как отрицательным (гнев, опасность, агрессия), так и положительным (энергия жизни, здоровье и любовь).

По убеждению Макса Люшера, красный оттенок означает активность. Если органы чувств положительно реагируют на него, то он придает человеку энергию, страсть, жажду власти. Красный цвет близок уверенным в себе, деятельным людям, стремящимся к самоутверждению.

Негативные оценки оттенка сводятся к понятиям беспокойности, суматошности, раздражительности. Чувствительных, замкнутых людей красный тон пугает или крайне раздражает. Красный предпочитают люди с темпераментом сангвиника и холерика.

В общих чертах можно сказать, что красный — возбуждающий оттенок, прочие же его качества можно рассматривать только в конкретном контексте.

Значение розового цвета в психологии

Розовый — это тихий, романтичный цвет. В свете розового оттенка, все кажется чище и прекрасней: отсюда и выражение «смотреть на мир сквозь розовые очки». При этом интенсивный розовый рассматривается скорее в сексуальном контексте, а нежный пастельный оттенок буквально излучает стыдливость и невинность. Такой тон нравится интровертам. У прагматичных, консервативных людей он вызывает раздражение.

В медийном пространстве розовый тон ассоциируется с весенними цветами, нежностью и мягкостью, косметической и парфюмерной продукцией, нижним бельем. Реклама «эксплуатирует» эти свойства розового, повсеместно применяя его в дизайне медикаментов, детских товаров, косметики для ухода за телом, кондиционеров для белья и прочих, подчеркнуто безопасных изделий.

Значение синего цвета в психологии

Синий — это оттенок душевного равновесия, спокойствия, верности и стабильности. Синий цвет в психологии воплощает стремление к покою и самоанализу.

Со времен зарождения авраамических религий, синий тон символизирует божественность, цикличность развития всего сущего, вечность. Синий цвет часто встречается в одежде Девы Марии: иконопись использовала этот прием психологии, чтобы подчеркнуть одухотворенность и спокойствие картины.

В противоположность резкому, активному красному, синий оттенок успокаивающе воздействует на нервную систему, замедлят физиологические процессы, протекающие в организме. Синий цвет в психологии символизирует удовлетворение и комфорт, уверенность в своих силах, отдых и бережное отношение к своему здоровью.

Значение бирюзового цвета в психологии

Бирюзовый — самый холодный оттенок всей цветовой гаммы. В противовес спокойному, уравновешенному синему тону, бирюза воплощает холодный, безжизненный огонь.

Первые ассоциации, которые вызывает этот цвет: прозрачность, ясность, кристальная чистота, ледяная свежесть, электрическая искра. Восточная традиция использует бирюзовый оттенок для визуализации символов моря небесного и моря земного, а также жизненной силы, даруемой человеку Богом.

В психологии цвет бирюзы означает стерильность, холодную чистоту. Дамы из высшего общества прошлых веков использовали свойства этого оттенка, для того чтобы подчеркнуть свою элитарность, избранность и неприкосновенность.

Значение голубого цвета

Голубой — нейтральный, неброский оттенок. Созерцая его, человек погружается в беззаботные светлые фантазии. В сочетании с белым, он рождает ощущение свежести и чистоты.

Голубой цвет в психологии внушает доверие и уважение. При помощи этого оттенка в одежде можно подчеркнуть свою аристократичность и высокий социальный статус.

Холодный голубой оттенок в интерьере рабочих помещений стимулирует мозговую активность и повышает работоспособность.

Значение фиолетового и лилового цветов в психологии

Фиолетовый — уникальный оттенок, сочетающий в себе в равных частях красный и синий тона, своего рода смесь пламени и льда.

Это мистический, загадочный цвет, ассоциируемый с волшебством и магией. Он символизирует переход, грань между обыденным и сакральным измерением. В христианской религиозной традиции фиолетовые одеяния носили кардиналы: их считали посредниками между простыми людьми и Божественным откровением.

Насыщенный, глубокий фиолетовый оттенок предпочитают люди, склонные к меланхолии и самосозерцанию. Чем темнее тон, тем более он ассоциируется с печалью и трауром, окутанным атмосферой загадочности.

Лиловый и сиреневый оттенки гораздо менее серьезны: они «оживляют» детские фантазийные воспоминания, пробуждают чувственность. Сиреневый — это хрупкий, мягкий, сентиментальный и даже немного декадентский оттенок. Яркие чистые лиловые оттенки обычно не нравятся людям с рациональным складом мышления.

Желтый цвет в психологии

Желтый цвет — самый сияющий и лучезарный оттенок всего спектра. Первое, с чем он ассоциируется — ослепительные лучи солнца. Рудольф Штайнер писал, что желтый цвет излучающий, греющий, в противоположность синему оттенку, поглощающему свет.

И. В. Гёте использовал стекла солнечного желтого оттенка, чтобы поднимать себе настроение в мрачные осенние или зимние дни. Писатель подчеркивал, что глядя сквозь них, он буквально физически ощущает разливающееся по телу тепло.

Желтый тон первым бросается в глаза, он визуально занимает большее пространство, в сравнении с другими оттенками спектра. У него отличное отражающее свойство: подобно солнечным лучам, он как бы скользит по поверхности, распространяясь во все стороны.

Это же свойство желтый тон демонстрирует и в плане психологии. Люшер указывает, что он выражает одну из базовых человеческих потребностей — жажду раскрыться, раскрепоститься перед другими людьми. Это цвет предпочитают путешественники, люди, жаждущие покинуть свой родной дом в поисках лучшей жизни.

В то время как яркий чистый желтый оттенок символизирует радость и счастье, грязный, зеленоватый тон часто ассоциируется с болезнью, опасностью, «токсичностью» или ядовитостью. В народном фольклоре даже существует выражение «пожелтел от зависти» или злости.

Что означает оранжевый цвет в поведенческой психологии?

Оранжевый оттенок сочетает в себе свойство желтого и красного тонов: он одновременно сияющий и агрессивно броский.

В психологии оранжевый цвет имеет такое же значение: он будоражит и стимулирует к действию. Избыточная энергичность и «живость» этого оттенка может отвращать, раздражать людей.

Обычно его любят общительные люди, не боящиеся открыто выражать свою жизненную позицию. Такие люди открыты и прямолинейны, чувственны и сострадательны. Оранжевый оттенок не такой «активный» как красный, его теплота и насыщенность чаще ассоциируется с осенью, временем сбора урожая, домашним очагом, посиделками у камина или костра.

Отрицательные качества, приписываемые этому цвету, в основном навязаны образами униформы дорожных работников, тюремной одежды, робы.

Зеленый цвет в психологии

Разные культуры, нации и религиозные традиции имеют схожие трактовки зеленого оттенка. В христианстве, охапка зеленых листьев пальмы, с которыми Иисус Христос въезжал в ворота Иерусалима, символизирует вечную жизнь, радость и ликование. В исламе зеленый — это цвет пророков, само воплощение жизни. В зеленых оттенках мусульмане оформляют мечети, праздничные одеяния священнослужителей (имамов, муфтиев), сакральные книги.

Зеленый не утратил витальных ассоциаций и по сей день. Свидетельством тому служит название международной неправительственной организации Greenpeace (в переводе с англ. «зеленый мир»). По всей планете члены этого сообщества ведут борьбу с загрязнением и уничтожением природы: выбрасыванием токсичных отходов, вырубкой лесов, браконьерством и т. д.

Зеленый олицетворяет жизнь и любовь к жизни во всех ее проявлениях. Это рост и развитие всего живого на планете: флоры, фауны, человека в его физическом и духовном начале.

Философ и психоаналитик Эрих Фромм указывал, что биофилия, как свойство личности, направленное на созидание и любовь ко всему живому (в противоположность некрофилии — пренебрежению и ненависти к живому) свойственна каждому здоровому человеку. Зеленый же ассоциируется с жизнью во всех ее проявлениях на уровне общечеловеческих бессознательных психологических настроек.

Значение зеленого цвета в психологии — это безграничная вера в жизнь, волевые качества и упорство, уверенное спокойствие, подкрепляемое большим потенциалом спящей энергии.

Символика черного и белого цветов

Со времен зарождения первых религиозных систем, оппозиции белого и черного придавалось сакральное значение. Это добро и зло, дуализм светлых и темных начал бытия, сознание и телесность человека, противоречие между небесным и земным миром. Символ «Инь-Ян», наглядное олицетворение этого союза.

Люшер писал, что черный — это цвет абсолютного начала и абсолютного конца. В 1 главе Книги Бытия (Библия) черный цвет находит свое отображение в образе изначальной тьмы: Земля была безвидна и пуста, и тьма была над бездною. Тьма была началом всего сущего, пока творец не создал свет и не дифференцировал его от тьмы.

Черный — тон отрицания, отсутствия всего. Он, подобно негативу лишает света красочные картинки жизни. Черный оттенок авторитарен, воплощенное в нем отрицание не допускает ни малейшего отклонения от предложенного образа жизни.

Черный — это оттенок, ассоциируемый со смертью, скорбью, но в то же время и с сексуальным нижним бельем, стилем и изысканностью (в одежде и интерьере), агрессивными притязаниями на власть.

Белый цвет в психологии символизирует непорочность и чистоту душевных помыслов. Это абсолют всех человеческих стремлений, нечто недостижимое и непостижимое.

Все оттенки радуги, видимые человеком, это просто электромагнитные волны, на которые распадается белый цвет, проходя через призму. Соответственно, все разноцветие радуги, не более чем видимость, или видимое человеческим глазом излучение одного единственного цвета — белого.

Восприятие черно-белой цветовой гаммы, включая переходные серые тона разной насыщенности, производится глубокими слоями головного мозга.

Серый цвет в психологии

Серый тон имеет амбивалентную символику: с одной стороны, он безрадостен, призрачен и холоден, с другой же — выражает абсолютный покой и завершенность. Его можно назвать посредником черного и белого, пограничной зоной между тьмой и светом.

Если опираться на тот факт, что разноцветная радуга — не более чем видимость, преломление белого света в призме, то жизнь — это всего лишь набор серых оттенков разной насыщенности.

Серый — полностью нейтральный тон: ни светлый, ни темный, ни яркий. Он не возбуждает нервную систему и не оказывает выраженного воздействия на психику.

Люди, предпочитающие серые оттенки в одежде, обычно скромны, спокойны и уравновешенны. Стилисты и имиджмейкеры называют серый базовым оттенком: он выгодно подчеркивает другие оттенки спектра, не вступая с ними в конфликт.

Консерватизм и практичность серых тонов может восприниматься и негативно: многие люди считают их скучными и обыденными, ассоциируют с работой и эмоциональным истощением.

Коричневый и бордовый оттенки в психологии

Коричневый тон ассоциируется в первую очередь с надежной земной твердью под ногами. Коричневый цвет в психологии обозначает прочную и непоколебимую жизненную позицию, уверенность в себе и своих силах.

Согласно Люшеру, этот оттенок — воплощение телесно-чувственного, физического ощущения. В то время как агрессивный алый оттенок провоцирует напряжение нервного симпатического центра, коричневый приглушает его, однако не гасит полностью.

Те, кто предпочитает такие оттенки в одежде и оформлении жилья, обычно чтят семейные узы и традиции, обладают такими качествами, как трудолюбие, преданность, рациональность, целеустремленность.

Негативные характеристики, вменяемые коричневому тону — сомнения, неуклюжесть, «мещанская» простота и тривиальность. Нередко его ассоциируют с тяжелым физическим трудом и изнеможением.

В основном же, коричневые тона создают у людей ощущение уюта и спокойствия: эти их свойства эксплуатируются в дизайне интерьеров, оформлении посуды и предметов быта (махровые пледы, покрывала, ковры и др.).

Оттенки «бордо», бургундского вина и темной ржавчины образуются в смешении красных и бордовых тонов в различных пропорциях. При этом в них больше качеств, присущих коричневому тону.

Бордовые оттенки любят сильные волевые, уверенные в себе личности, обладающие лидерскими способностями. По мнению окружающих, такие люди недостаточно эмоциональны, но полны внутренней энергией, используемой в борьбе за власть и всеобщее уважение.

Итак, цвета в психологии не могут интерпретироваться однозначно: большую роль играет как контекст ситуации, так и индивидуальные особенности цветовосприятия, характер, темперамент. «Плохих» и «хороших» тонов не существует, скорее каждый из них занимает промежуточную позицию между этими антагонистскими значениями.