Что такое эстрадный гипноз?

Мы привыкли воспринимать гипноз, как один из методов лечения психологических или физических заболеваний. Но спектр его применения гораздо шире. Пример тому — эстрадный гипноз, используемый в развлекательных целях. Это своеобразное шоу, где иллюстрируют яркие номера, возможно, даже со спецэффектами. Такое действие наглядно показывает, насколько состояние транса отличается от нашего привычного сознания.

Что такое эстрадный гипноз

Немного предыстории

В XVIII и XIX веках были популярны театральные зрелища с использованием эстрадного гипноза. Представления наглядно демонстрировали магнетические способности. Людей, которые проделывали такие трюки, называли месмеристами, в честь Франца Месмера — целителя, обладающего сверхспособностями и лечившего болезни магнитом. Такое название придумал шотландский хирург Джеймс Брайд, который создал теорию магического гипноза. У него был повышенный интерес к этому явлению, к тому же он отлично знал, как создаются подобные «фокусы».

В афишах представлений Джейс Брайд описывал следующее: «В демонстрации будут принимать участие гости из зала, а не подсадные лица месмериста. Эти люди будут полностью подчинены его воли — лишаться памяти, зрения, слуха, забудут свои имена, близких, друзей. По воле гипнотизера с ними будут происходить интересные вещи: обычный предмет покажется им страшным зверем, вкус воды изменится на вкус уксуса, шоколада или меда. У них будут возникать спазмы, судороги или болевые ощущения. Подобное будет явью, никакого обмана или подставы здесь нет».

С тех времен подобные представления сильно не изменились. Но стоит отметить, что подход к введению в транс сегодня немного другой. К эстрадному гипнозу относятся по-разному. Отчасти это связано с тем, что на заре его популярности, месмеристы убеждали зрителей в том, что они наделены сверхспособностями. На самом же деле, речь идет о психологических приемах, которые рассчитаны на внушаемость публики.

Тем не менее история сценического гипноза насчитывает не один десяток настоящих мастеров. В конце XIX века большой вклад в это направление сделали Ксенофолт ЛаМотт Сейдж, Томас Ф. Адкин, Сильвен А. Ли, которые гастролировали по всей Америке.

Что представляет собой эстрадный гипноз

В XIX веке месмеристы стали называть себя эстрадными гипнотизерами, но продолжали настойчиво уверять, что обладают сверхспособностями, в частности, телепатией. О том, что эстрадный гипноз основывается на внушении и гипнотическом трансе, начали говорить значительно позже. Это вызвало бурю возмущений, ведь получалось, что ранние выступления основывались на обмане. Так, в частности, заявляли современники, утверждая, что успех их предшественников на 100% зависел от внушаемости и податливости публики. Американский гипнотизер Крескин яркий тому пример. Более 20 лет он применял метод внушения для своих выступлений. Это первый месмерист, который открыто говорил об обмане в сценическом гипнозе, утверждая, что это обычная реакция на внушение, а не сверхъестественные способности.

Крескин также высказывался по поводу того, что в мире недооценивают влияние гипнотического внушения. Таким образом, он вошел в число разрушителей теории, что состояние транса — это сон. Еще один гипнотизер Алекс Цандер также разуверился в гипнозе, на котором строилась его карьера. В своей книге он писал: «Все, что показывают со сцены, — это не гипноз, это лишь его иллюзия». Цандер также обострил внимание на разнице между «гипнотизмом» и «гипнозом». Сценические шоу, по его мнению, относятся как раз к первому варианту.

Таким образом, споры о сценическом гипнозе продолжаются по сегодняшний день. Правильнее будет сказать, что он основан на психологической нестабильности и внушаемости зрителей, которые становятся участниками самообмана.

Эстрадный гипноз и обман

Со стороны эстрадный гипноз выглядит как контроль сознания зрителей. И в самом деле, эффект достигается с помощью действий, которые требуют некоторых усилий гипнотизера. Но все трюки основаны на внушаемости зрителей, которые поддаются коллективному интересу и восхищению. Если на шоу придет скептически настроенный человек, с большой вероятностью он не вольется в коллективный восторг.

Сценические гипнотизеры сразу видят людей, которых могут отобрать для участия в представлении. Психотерапевты уверены, что трюки срабатывают только на тех, кто хочет хоть некоторое время побыть в центре внимания, побороть свои страхи, фобии или же угодить окружающим. Известные мастера сценических представлений часто описывают обманные приемы. Ормонд Макгилл в своей книге писал о случаях сговоренности участника шоу и его исполнителя.

Эксперты сценического гипноза утверждают, что метод основывается на одной из таких стратегий:

  1. Обман публики. Очень часто эстрадные гипнотизеры используют фокусные приемы, например, ловкость рук.
  2. Правильный отбор участников. Перед тем как выбрать людей из зала, месмеристы просят предварительно проделать действие, в результате которого вычисляют особо внушаемых личностей.
  3. Уступчивость участника. Часто добровольцы выполняют команды гипнотизера только потому, что чувствуют на себе повышенное внимание и ожидание публики.

При этом ведущие представлений используют такие уловки:

  1. Вызов участнику. Этот хитрый прием основывается на убеждении. Например, ведущий говорит: «Вы не сможете встать со стула, потому что у вас отказали ноги». При этом больше не дается никаких подсказок и указаний. Так создается иллюзия проблемы, и прилагаются усилия на ее преодоление.
  2. Ложные гипнотерапевтические трюки. Практически во всех книгах, обучающих эстрадному гипнозу, описываются приемы ловкости рук. Они не требуют навыков гипнотерапии. Все, что нужно, — это физические усилия и самообман зрителей. Самый яркий пример — это трюк удержания человеческого тела между стульев, когда оно становится несгибаемым подобно доске. На первый взгляд, это выглядит эффектно, но мало кто знает, что здесь не нужен никакой гипноз. Главное, это удачно расположить участника на стульях.
  3. Подставные участники. Знатоки сценического метода утверждают, что такие приемы используются в большинстве случаев. В начале представления ведущий может вызвать подсадное лицо, а затем остальных зрителей. Как правило, публика подражает их реакции. Также подставные лица часто принимают участие в кульминации представления, чтобы шоу выглядело эффектней. В этом случае достаточно одного-двух подставных участников.

Связь между медициной и сценическим гипнозом

Есть много приверженцев сценического гипноза, которые утверждают его причастие к «настоящему» состоянию транса. Но подтвержденных клинических доказательств этому нет. Некоторые издательства печатали о том, что гипноз начали применять в медицине еще до открытия морфина и эфира. Также есть информация, что в тот период проводились сложнейшие операции, после которых больные быстро шли на поправку. Данный факт подтверждал английский врач Джеймс Эсдайл, который провел немало операций во время медицинской миссии в Индии. В то время понятие «гипнотизм» еще не получило широкого распространения.

Но представители независимой комиссии опровергали эффективность гипноза, утверждая, что операции с использованием данного метода приводили к неистовой боли пациентов на операционном столе. Теодор Барбер, который возглавлял одну из экспертных групп, говорил о том, что такие пациенты находились под действием транквилизаторов. Также Барбер был убежден, что людей с высоким болевым порогом ничуть не меньше тех, которые поддаются гипнозу.

Таким образом, существование успешных хирургических операций, при которых был задействован гипноз, не доказано. Некоторые операции были даже представлены на широкое обозрение публики, но, по мнению экспертов, это было из той же оперы, что и сценические представления.

Различия между гипнотерапией и сценическим гипнозом

Как уже было сказано выше, сценический метод имеет мало общего с лечебной гипнотерапией. В последнем случае человек пребывает в состоянии полного покоя и никогда не совершит действий, противоречащих его внутренним убеждениям. Эстрадный гипноз, в свою очередь, вынуждает людей проделывать необдуманные и порою странные поступки, которые больше похожи на веселье.

Сценический гипноз проводится для развлечений публики. Ведущий гипнотизер должен обладать артистическими навыками, иначе представление не вызовет интерес у зрителей. Особую популярность сценический гипноз завоевал в зарубежных странах. Перед основной программой ведущий проводит вводную лекцию, которая настраивает людей на состояние транса.

В основе гипнотерапии лежит целебное свойство. С ее помощью люди побеждают страхи, фобии, отказываются от алкоголя и курения, а порою даже вылечивают тяжелейшие заболевания. Данный метод не имеет ничего общего с развлекательными шоу, которые проводятся на телестудиях или в концертных залах.

Эстрадные гипнотизеры используют хитрые трюки, основывающиеся на преимуществах ситуации и уловках. Тем не менее обучение сценическому гипнозу нельзя назвать простым, поскольку не каждый человек обладает артистическими навыками. К тому же данный метод требует ловкости рук, психологических уловок и, конечно же, гипнотических навыков. Если вы хотите овладеть навыками гипноза, можете обратиться за помощью к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.